Открываем частное образовательное учреждение (ЧОУ)
Наши юристы достаточно часто получают от посетителей сайта письма с вопросами об открытии частных школ, детских садов, различных учебных курсов и т.п. Поэтому мы решили осветить данный вопрос в отдельной статье. Прежде всего отметим, что образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом "Об образовании" (далее по тексту - "Законом"). К сожалению, данный Закон не содержит конкретного, однозначного определения образовательной деятельности, но из его анализа можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, студентами, слушателями и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков, профессиональной подготовки, квалификации и т.п. Согласно Закону, образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом (цитируем Закон) "государственные и частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций".
Таким образом, законодательство исключает коммерческие организации из образовательного процесса - ООО, ЗАО, ОАО и им подобные организации вести образовательную деятельность не вправе. Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом - предпринимателем, по Закону не лицензируется. Закон не расшифровывает, что следует понимать под индивидуальной педагогической деятельностью. По нашему мнению, основанному на сложившейся практике, к ней следует относить образовательные услуги, оказываемые физическим лицом, имеющим соответствующее педагогическое (профессиональное) образование, единолично, собственным трудом (без привлечения по найму и по иным основаниям других специалистов, занятых в образовательном процессе) - например, репетиторство, гувернерство и т.п. Процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности достаточно сложна, о ней мы расскажем ниже. Здесь же отметим, что обойти требование Закона и осуществлять образовательную деятельность без лицензии нельзя - подобные действия влекут за собой уголовную ответственность. В то же время, к образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т.д. - но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В качестве примера деятельности, не являющейся образовательной и не подлежащей лицензированию, можно привести лекции по астрономии, читаемые в Планетарии, сопровождающиеся демонстрацией звездного неба с помощью специального аппарата, которые может посетить любой желающий, купивший билет. Аналогично, не относится к образовательной деятельность музеев, предоставляющих широкой публике доступ к своим экспонатам. Очевидно, что деятельностью, "похожей" на образовательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юридические лица любых форм (в том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации. Cоздание и регистрация образовательного учреждения
Как было сказано выше, образовательные учреждения могут создаваться в форме некоммерческих организаций. О возможных организационно-правовых формах некоммерческих организаций Вы можете прочитать в этой статье, а об услугах нашей компании по их государственной регистрации - здесь. В данной же статье мы только перечислим допустимые по законодательству формы некоммерческих организаций и дадим ссылки на страницы, на которых можно узнать о них более подробно: общественное объединение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, фонд, ассоциация (союз), учреждение, потребительский кооператив. Согласно Закону (цитата) "образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". Сам термин "образовательное учреждение", используемый в Законе, с нашей точки зрения является крайне неудачным, поскольку вызывает путаницу и может привести к ошибочному выводу о том, что образовательной деятельностью вправе заниматься только учреждения - единственная из возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Это неверно - образовательные услуги может оказывать некоммерческая организация любой из перечисленных выше форм. Дело в том, что Гражданский кодекс дает учреждению следующее определение: "учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично". Как видно, это определение в корне отличается от определения образовательного учреждения. Получается, что по Закону "Об образовании" образовательное учреждение может быть создано в "гражданско-правовом смысле", например, в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации, а также и в форме собственно учреждения. Надеемся, Вы правильно поняли нашу мысль, поскольку тавтология в терминах "учреждение - вид некоммерческой организации" и "образовательное учреждение", может запутать кого угодно. По нашему мнению, было бы более правильно использовать единственный термин - "образовательная организация". По какой причине законодателю потребовалось вводить еще одно понятие - "образовательное учреждение", остается не ясным. Однако данный термин вошел в широкое употребление, поэтому мы также будем его использовать в дальнейшем. Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, частными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Закон подразделяет образовательные учреждения на следующие типы: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для частных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения. В уставе в обязательном порядке должны быть указаны: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) сведения об учредителях; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) порядок приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей); 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; в) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; г) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения; д) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; е) открытия счетов в органах казначейства (за исключением частных образовательных учреждений); 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. Регистрацию образовательных учреждений (за исключением созданных в форме потребительских кооперативов) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет Главное управление Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС по СПб и ЛО). Регистрацию образовательных учреждений в форме потребительских кооперативов производят налоговые органы. Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок. Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН - идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах - Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в в органе государственной статистики (в Санкт-Петербурге - в Петербургкомстате) (с получением статистических кодов - ОКВЭД, ОКПО и других). Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций. Подробнее об уведомлении антимонопольного органа читайте здесь. Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны: - уплатить государственную пошлину (2000 рублей); - подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы - протокол или решение о создании организации, Устав, возможно - учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа; - заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения
После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи - Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796). Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями. Непосредственно Министерство образования РФ осуществляет лицензирование следующих видов образовательной деятельности: а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ); б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба; в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования; д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов); е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации (в Санкт-Петербурге - Комитет по образованию Санкт-Петербурга) и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено настоящим Положением к компетенции Министерства образования Российской Федерации). Для получения лицензии соискатель должен представить в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) - представление руководства соответствующей конфессии; б) копии устава и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом). Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении; в) справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; г) сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников; д) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом); е) заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования; ж) перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам. Образовательное учреждение, имеющее намерение осуществлять подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны, представляет копию выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и программу обучения, согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а по специальностям в области информационной безопасности - также с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и утвержденную федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Образовательное учреждение, имеющее намерение вести профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет программу обучения, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации; з) сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении; и) сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, - сведения о научных руководителях); к) опись документов, представленных для получения лицензии. Формы документов, указанных в пунктах "а", "г", "д", "з", "и", утверждаются Министерством образования Российской Федерации. По прошествии некоторого периода после получения лицензии (как минимум, после одного выпуска учащихся (слушателей, студентов...), но не ранее, чем через 3 года после получения лицензии) образовательное учреждение имеет право в порядке, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерством образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аттестации. Аналогично, аттестованное образовательное учреждение вправе обратиться с заявлением о своей государственной аккредитации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и(или) квалификации. Подготовить учредительные и другие необходимые документы частного образовательного учреждения, а также провести его государственную регистрацию и все требуемые постановки на учет Вам помогут специалисты компании "Центр содействия бизнесу "Петроград". Просим учитывать, что услуги по последующему лицензированию образовательной деятельности наша компания не оказывает.
Источник: http://www.petrograd.biz/st_nou.php |